Влияние шахмат

на развитие интеллекта

Результаты научных исследований и данные из прак­тики обучения шахматам убедительно свидетельствуют о полезном влиянии шахмат на развитие интеллектуальных функций (особенно в детском и юношеском возрастах).

Было установлено, что необходимым условием успеш­ной игры является последовательность мыслительных операций. На первых шагах приобщения к шахма­там новичок начинает осознавать, что одного желания выиграть партию, провести эффектную комбинацию недостаточно. Выяс­няется, что сильные ходы возникают не по воле случая, а в результате определенной, продуманной подготовки. Оказывается, что комбинация становится возможной лишь при наличии ряда позиционных преимуществ: например, хорошего взаимодействия между фигурами, перевеса в си­лах на решающем участке борьбы, безопасного положения собственного короля и т. п., а эти преимущества возникают не сами по себе, не по «щучьему велению», а в ходе посте­пенной подготовительной работы.

Было установлено, что необходимым условием успеш­ной игры является последовательность мыслительных операций. На первых шагах приобщения к шахма­там новичок начинает осознавать, что одного желания выиграть партию, провести эффектную комбинацию недостаточно. Выяс­няется, что сильные ходы возникают не по воле случая, а в результате определенной, продуманной подготовки. Оказывается, что комбинация становится возможной лишь при наличии ряда позиционных преимуществ: например, хорошего взаимодействия между фигурами, перевеса в си­лах на решающем участке борьбы, безопасного положения собственного короля и т. п., а эти преимущества возникают не сами по себе, не по «щучьему велению», а в ходе посте­пенной подготовительной работы.

Тем самым у шахматиста формируется убеждение в том, что шахматам совершенно не свойственны слепые действия и что никакие выгодные акции на доске не могут создаваться без достаточных оснований.Выбор решения в шахматах требует умения самостоя­тельно использовать имеющиеся знания и навыки. Здесь особое значение приобретает искусство сравнительного мыслительного анализа: умение находить различия в сход­ных игровых ситуациях и сходство в различных. Занятия с детьми 7—8 лет показали, что через 3—4 месяца они в большинстве заданий находили общие идеи в позициях с непохожим расположением фигур и уверенно различали ситуации с незначительными изменениями в позиции.

Умение сравнивать постепенно формирует способность к лучшему обобщению шахматной информации.

Про­должая совершенствоваться в игре, шахматист осознает ценность знания способов действия в типичных позициях миттельшпиля, знания типичных технических приемов (например, постановки ладьи позади проходной пешки в окончаниях) и т. д.

Появляется умение правильнее выделять главный мо­мент противостояния в данной конкретной позиции и более обоснованно создавать стратегические планы игры. Исследования показали, что почерпнутые в игре методы логического анализа шахматисты нередко используют в других сферах своей жизни.

Шахматы требуют хорошей памяти и активно стимули­руют ее развитие. Однако бытует ошибочное представление о том, что шахматист опирается на буквальное запоминание вариантов или позиций. Эксперименты, проведенные А. Бинэ (Франция) и П. Рудиком, а также другими учеными, убедительно продемонстрировали, что у шахматистов превалирует не механическое, буквальное запоминание, алогическое, смысловое.

Так, например, в одном из экспериментов испытуемым предлагалось через 15 мин восстановить позицию с нали­чием 20—22 фигур на доске.


Выяснилось, что позиции, в которых фигуры были расположены в логической связи между собой, воспроиз­водились в 6 раз быстрее и с меньшим коли­чеством ошибок.

В борьбе с недостатком, который часто обозначают как вольное отношение со временем, также полезным и эффективным средством являются шахматы. Шахматы на­глядно демонстрируют отрицательные последствия невер­ного планирования временных затрат, несвоевременности действий, запаздывания и т. п.

Излишнее фантазирование и легкомыслие недопусти­мы: необходимо принимать решение, исходя из реальной обстановки. «Ставьте перед собой достижимые цели, не прельщаясь красивыми миражами», — указывал известный русский шахматный педагог П. Романовский.

В жизни нередко приходится встречать людей, которые в новой, уже изменившейся ситуации продолжают остро переживать решения, принятые в прошлом. Они часто ис­пользуют выражение: «Надо было...».

В шахматах, так же как в исторической науке, приме­нение сослагательного наклонения бесперспективно и чаще всего бессмысленно. Шахматист, играющий партию, понимает, что ход уже сделан, прошлую позицию не вер­нешь и сожаления бесполезны — надо думать о реальной ситуации.

Поэтому шахматы быстро излечивают людей от бес­плодных сетований типа: «Надо было...».

Шахматист обязан далеко и точно предвидеть возмож­ные изменения событий на доске. Выбор каждого хода опирается на соответствующий прогноз, когда игрок в воображении оперирует передвижением фигур, проводит маневры и комбинации, которые еще не состоялись.

Эффективным средством совершенствования анализа в уме является игра не глядя на доску (или игра «вслепую»). Конечно, речь идет об обычных методах тренировки, а не о рекордных и утомительных сеансах одновременной игры на большом количестве досок.

Среди подобных методов укажем (в порядке возраста­ния трудностей) на игру «вслепую» с ведением записи хо­дов, игру при наличии пустой доски, игру без доски, игру с контролем времени на обдумывание.

Исследования также подтвердили пользу от примене­ния следующих способов тренировки:

1.   Решение заданий без передвижения фигур на доске.

2.   Чтение шахматной литературы без доски (сначала от диаграммы до диаграммы, затем текста коротких партий до 25 ходов).

3.   Решение задач, этюдов и других упражнений без доски.

4.   Чтение и последующее воспроизведение текста пар­тий (по 30—40 ходов и без наличия диаграмм в тексте).

Практика показала, что систематическое применение указанных выше способов тренировки резко повышает аналитические способности шахматистов.

К особенностям прогностического анализа в шахма­тах относится необходимость постоянного сопоставления расчетов с возможными ответными действиями со­перника, который стремится обнаружить ошибки в планах другой стороны и дезинформировать относительно собст­венных намерений.

Процесс прогнозирования у шахматиста становится процессом рефлексивным, связанным с имита­цией мыслей противника и анализом собственных рассуж­дений и выводов с учетом результатов имитации.

До сих пор объектом нашего внимания были преиму­щественно строго логические формы интеллектуальной деятельности. Вместе со многими исследователями — пси­хологами, философами, математиками и специалистами в области информатики мы готовы признать исключитель­ное влияние шахмат на развитие интеллекта.

Влиянием на развитие здравого смысла и строго логи­ческих форм мышления не исчерпывается роль шахмат в сфере интеллекта человека.

Многие позиции, возникающие в процессе игры, носят проблемный характер, не позволяющий выбрать решение, которое путем точного доказательства может быть призна­но единственно верным.

Подобная неопределенность, как и в жизни, возника­ет по двум причинам.

Во-первых, из-за невозможности во многих позициях действовать на основе анализа всех вариантов. При обдумывании шахматист, как правило, не перебирает все возможные ходы (их часто необозримое множество), а ограничивает поиски не­большим числом вариантов.

Во-вторых, неопределенность нередко возникает при наличии нескольких заманчивых продолжений. Возникает своеобразный избыток информации, который особенно опасен в ситуациях дефицита времени на обдумывание.

Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, по­лагаясь не на «математически» точную, а на вероятностную оценку ситуации.

Эти качества формируются в процессе шахматной деятельности и, как свидетельствуют данные психологи­ческих исследований, заметно выражены у шахматистов высокой квалификации.

Бесспорно, проявление этих качеств во многом зависит от природного потенциала человека, но было бы неверным полагать, что творческие способности не поддаются целе­направленному процессу формирования и развития, в том числе и при обучении шахматам и в ходе тренировок.

По-видимому, шахматы допустимо рассматривать в каче­стве своеобразного тренажера творческих способностей человека.
©Крогиус

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

  • Facebook Социальной Иконка
  • Instagram
  • Vkontakte Social Иконка

Екатеринбург

Степана Разина, 128

+79221231444